Lilith (astartha) wrote,
Lilith
astartha

Categories:

Компетентность aka зрелость, психотерапия и лабиринт, как метафора жизни

Многие считают, что психотерапия - это лечение. Я с этим очень несогласна. Почему? Если психотерапия - это лечение, тогда условно "больной" (или еще используют слово "пациент", от которого, в контексте психотерапии, меня передергивает) приходит к условно "доктору", что подразумевает явное неравенство позиций. Условно "доктор" должен сказать "пациенту", что тот должен делать, и если "доктор" компетентен, а "больной" слушается - болезнь проходит. То есть, активная позиция у "доктора", а "больному" остается лишь показать, где болит и пассивно слушаться. Более того, во врачебно-пациентских отношениях "больному" отказано в компетенции вообще. Он не должен понимать, что происходит с его организмом, как на него действуют лекарства, он даже свою медкарту не обязан читать! Лично я считаю, что это неправильно, но это - наша реальность.

В психотерапии "все не так, ребята".


Психотерапия - не лечение. В большинстве направлений, с которыми, по крайней мере, я знакома, человек, обращающийся к психотерапевту, то есть клиент, считается компетентным во всем, что касается его психики. Возможно, на данный момент его жизни это не так. Но именно это отношение приводит к тому, что в конечном счете он становится компетентным.


Что это за компетентность такая? В данном контексте компетентность - это понимание того, что для меня лучше в данный момент. Что для меня правильнее, с учетом всех особенностей моих психики, тела и среды обитания. Не в стиле "мне надо бегать по утрам, потому что это правильно", а "мне лучше танцевать по полчаса каждый вечер, потому что в это время я наиболее активен, мне приятнее умеренные нагрузки, и танцы доставляют мне удовольствие и дают заряд бодрости и хорошего настроения, в отличие от других типов физ. нагрузок, от которых я устаю". Не "мне надо заставить себя вставать в полседьмого утра", а "я чувствую себя бодрее и свежее, когда высплюсь, поэтому лучше я перестрою свой график и договорюсь на работе, чтоб вставать не ранее 10-и утра". Или понимание "когда я уставший, я сильнее раздражаюсь, поэтому мне лучше отдохнуть перед тем, как ребенок придет из школы, чтобы мое с ним взаимодействие было приятным". Или проживаю я очередной день, никого не трогаю.. и в конце дня понимаю, что настроения почему-то нет. Способность отслеживать взлеты и падения настроения и их причины - компетентность.

Компетентность - это знание и понимание себя, своей психики, своего организма в контексте окружающей среды, и способность действовать, исходя из этого знания. Когда я компетентен, моими ориентирами становятся внутренние знания о том, что подходит и не подходит для меня, а не чужие советы и указания. Когда я компетентен, я понимаю, что и зачем я выбираю, почему я поступаю так, а не иначе. Я четко вижу и могу назвать, что и почему я чувствую, думаю и делаю. Глубокое понимание себя и действия, исходящие из этого понимания - это компетентность.

Кстати, бонусом приходит понимание того, что у других людей есть свое "правильно", и необходимость рассказывать им, как жить, уходит - это избавляет от большинства конфликтов. Впрочем, бонусов у компетентности много, но я не буду перечислять их все.

Кроме вышеописанного, понятие компетентности охватывает также и способность защищать свое "правильно" от посягательств доброхотов и злопыхателей, сующих нос в чужую жизнь. Компетентность позволяет ставить границы: "это мне не подходит", "я этого не хочу", "в этом я не могу тебе помочь", "прости, я не собираюсь этого делать", "мне это неинтересно". Почему человек становится способным отказываться от того, что ему не подходит ? Потому что благодаря компетентности в сфере собственной личности, он знает, что то, что он себе уже выбрал является для него наилучшим вариантом из возможных. Когда ты точно знаешь, что выбрал наиболее подходящее, то есть, лучшее, ты вряд ли будешь задумываться о других вариантах. Это как одежда, сшитая отличным портным лично для тебя - она всегда будет сидеть лучше, чем любые дольче-габбаны и прочие гуччи.

Немного о некомпетентности
Некомпетентного человека легко запутать. У него мало ориентиров. Он сомневается в большинстве принятых решений. Он легко поддается чужой воле. Он все время боится ошибиться (из-за отсутствия ориентиров). Его жизнь похожа на темный лабиринт, полный ям и люков. Компетентность - это освещение в этом лабиринте.

Как можно повысить свою компетентность? Сognosce te ipsum - познай себя. Понимание себя приводит к пониманию того, что правильно, а что неправильно, что подходит, а что не подходит именно мне. Психотерапия - один из инструментов познания себя. Для кого-то работает медитация, для других - качественное общение с обратной связью, для кого-то - все эти варианты.

Возвращаясь к психотерапии, отношения между клиентом и терапевтом строятся на компетентности. В терапии компетентность прокачивается, как мышца. Психотерапевт задает мне вопросы обо мне, и я заглядываю вглубь себя, пытаясь ответить. Я потихоньку прокладываю освещение в своем лабиринте на каждом шагу, сначала возьму свечу - в полной тьме она дает надежду, хоть и может погаснуть в любой момент. Потом это будет динамо-фонарик, вещь хорошая, но сильно устают руки, да и шум мешает сконцентрироваться. Потом, возможно, найду прожектор - он один, и светит лишь в одном направлении, но он мощный. А потом я просто повешу лампочки везде, куда дотянусь.

Напоследок объясню, почему я не считаю психотерапию лечением, и чем я ее считаю. Должна, однако, оговориться, что мои размышления касаются лишь тех психотерапевтов, которые следуют психотерапевтической этике (о ней будет отдельно).

Итак, причина первая:
Человека, приходящего на психотерапию, не рассматривают как больного. Он ничем не хуже, не слабее и не глупее психотерапевта.

Причина вторая:
Психотерапевт не считает себя компетентнее клиента в вопросах его, клиента, жизни. Психотерапевт компетентнее лишь в том, как именно работает человеческая психика вообще. Но он не знает, что правильно для меня. Он не станет навязывать клиенту свои советы и свое видение того, как ему жить. Он готов слышать клиента и работать в парадигме его, клиента, жизни.

Причина третья, вытекающая из второй:
Терапевт не дает предписаний, рецептов, советов и указаний. Клиент волен выбирать все, что он хочет. Он может вместе с терапевтом рассматривать свои выборы, чтобы понять, что и почему он выбирает, а потом выбирать заново. Пока его выборы не начнут его устраивать.

Причина четвертая:
Психотерапевт не дает оценок и не вешает ярлыков. От психотерапевта не услышишь фразы типа "вы неправильно питаетесь, поэтому у вас проблемы с лишним весом и нормально, что у вас нет секса, отсюда и гормональные проблемы".

Так чем же является психотерапия в конце концов ? На мой взгляд, психотерапия - это личностный рост в чистом виде. Это исследование, познание и понимание личности клиента, в команде с психотерапевтом. Психотерапия - это внутреннее взросление, путь к зрелости. Именно зрелый человек компетентен в вопросах себя и своей жизни.

Роль психотерапевта в этой работе - предоставлять свои знания о законах действия психики, об этапах развития личности. Он предлагает определенную помощь в рамках психотерапевтической этики и своей компетенции. Если вернуться к метафоре лабиринта, то если клиент в темноте ударился о препятствие, психотерапевт не будет лечить коленку, хотя и поможет найти способ облегчить боль, если будет такой запрос. Но он предложит направить свет на это препятствие и рассмотреть его внимательней, дабы клиент не бился об него впредь.

Tags: психотерапия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments